|
совещательности и выборности (шуры).
Историк Халифа ибн Хайат упоминает, что голоса мединцев разделились
в пользу трех кандидатов на пост главы государства - курайшита Абдуллы
ибн Мутиа аль-Адави, ансара Абдуллы ибн Ханзала аль-Гасиль и мухаджира
Макыля ибн Синана аль-Ашджаи. Жители Медины выпроводили в аш-Шам всех
Омейядов в том числе и Усмана ибн Мухаммада ибн Абу Суфьяна.
В ответ на эти действия Язид направил в Медину сирийские войска во главе
с Муслимом ибн Укбой, которые, разгромив защитников города на аль-Харре,
заняли его. Ибн Укба потребовал от побежденных признать себя рабами Язида
ибн Муавии, а последнего - "правителем, который бы делал, что пожелает
с их жизнями, имуществом и семьями". Муслим пролил большое количество
крови жителей Медины, среди которых были сподвижники Пророка и табиины.
Его жертвами стали даже те, кто согласился присягнуть Язиду на Книге Аллаха
и Сунне Пророка. К тому же военачальник Язида на три дня отдал город Пророка
в полное распоряжение своих воинов.
Ибн аль-Асир связывает жестокость Муслима ибн Укбы с прямыми указаниями
Язида. Историки Халифа ибн аль-Хайат, ат-Табари и др. приводят подробные
списки имен погибших жителей Медины, в том числе замученных до смерти.
Войска Муслима не щадили никого из защитников и жителей Медины - ни горожан,
ни бедуинов, ни арабов, ни византийцев.
После окончания погромов, грабежей и избиений армия Муслима двинулась
в Мекку с целью покончить с Абдуллой ибн аз-Зубайром и его сторонникамии.
Управляющим городом Пророка Муслим назначил Рауха ибн Зинбаа аль-Джазами.
Однако по дороге смерть настигла Муслима, и командование армией перешло
к аль-Хусайну ибн ан-Нумайру аль-Кинди.
В это время население всего Хиджаза, включая Мекку, сплотилось вокруг
Абдуллы ибн аз-Зубайра, которого правоверные признали своим предводителем.
К ним примкнули беженцы из Медины, а также Наджда ибн Амир аль-Ханафи
и его многочисленная группа хариджитов (надждат), вставших на защиту святыни
ислама. Вооруженные сторонники Абдуллы ибн аз-Зубайра выступили из Мекки
навстречу приближавшмуся омейядскому войску. Но после первого же боя армия
аз-Зубайра вынуждена была отступить в город, где она заняла круговую оборону
Заповедной мечети, разбив вокруг нее шатры. Воины ибн ан-Нумайра взяли
весь город в плотное кольцо, а также окружили святой комплекс. Артиллерия
Омейядов обрушила на защитников Каабы град тяжелых камней, некоторые из
которых нанесли разрушения зданию Священной мечети. Солдаты нападавших
подожгли одни из ворот мечети, называемые "аль-Джумах", которые
в результате полностью выгорели.
Наиболее сложным для оборонявшихся стал участок со стороны Дар ан-Надва
в северо-восточный части Харама. Однако, в это тяжелое для воинов ибн
аз-Зубайра время в средине раби аль-аваля 64 г. Х. пришло известие о кончине
Язида и признании жителями аш-Шама в качестве предводителя правоверных
его сына Муавию. Ибн ан-Нумайр остановил военные действия и выступил с
инициативой собрать консультативный орган, и поставить на повестку рассмотрение
кандидатуры Абдуллы ибн аз-Зубайра на пост главы государства. Коллегия,
заседание которой прошло в долине Мекки, приняла положительное решение
по этому вопросу, с которым согласился аль-Хусайн ибн ан-Нумайр, признавший
ибн аз-Зубайра наиболее достойным претендентом на должность первого лица
государства. Он предложил Абдулле присягнуть ему на верность, при условии,
что тот отправится в аш-Шам и объявит амнистию в отношении всех воевавших
с обеих сторон. Ибн аз-Зубайр, считавший, что преступники не должны уйти
от ответственности, отверг это предложение, что привело к прекращению
диалога. Армия аль-Хусайна начала покидать город и уходить в аш-Шам. Тогда
Абдулла предпринял попытку прийти с омейядским военачальником к общему
знаменателю. Он обещал им всеобщую амнистию и справедливое отношение,
при условии, что они признают его предводителем правоверных, и не будут
настаивать на его поездке в аш-Шам. Но аль-Хусейн отказался принять последнее
условие, поскольку эта поездка, по его мнению, была необходима для завоевания
доверия сирийского общества и положения конца надеждам Омейядов возглавить
администрацию халифата. Когда переговоры зашли в тупик, войска во главе
с ан-Нумайром окончательно покинули земли Хиджаза. Таким образом, в Мекке
произошло становление зубайритского халифата. Вскоре пришли известия с
Востока о признании Абдуллы ибн аз-Зубайра в Ираке и в Персии, а также
в Египте, Ифрикийи и большей части аш-Шама. От присяги на верность халифу
отказались лишь жители Джабийи (Иордания) и представители рода Омейядов
со своими семьями и единомышленниками. После того, как управление Дамаском
возглавил Даххак аль-Фахри, Омейяды и их сторонники были выселены из города
и направились в Джабийю.
Политические взгляды Абдуллы ибн аз-Зубайра в отношении государственного
управления были основаны на принципе шуры (совета) с уммой. Но когда через
три месяца после смерти Язида 9 раджаба 64 г. Х. он призвал людей принести
себе присягу, некоторые мавали (бывшие вольноотпущенники мусульмане, главным
образом, неарабы) расценили эту присягу несоответствующей принципам шуры
и покинули ряды сторонников Абдуллы ибн аз-Зубайра.
Укрепления Зубайритского халифата и расширение его границ
После того, как страсти, связанные с признанием халифа, поутихли, предводитель
правоверных отправил Абдуллу ибн Язида аль-Хатми наместником в Куфу, а
главным налоговиком Куфы был назначен Талха ибн Убайдулла. Главой администрации
Басры был назначен Абдулла ибн аль-Харис. Старейшины племен, составлявших
население Басры, пришли к соглашению поддержать его кандидатуру. Однако
через сорок дней ибн аль-Харис был отстранен от занимаемой должности,
а на его место был назначен Анас ибн Малик, которому было поручено управлять
городом и быть имамом на намазах. Жители Дамаска присягнули новому халифу
вместе со своим руководством во главе с Даххаком ибн Кайсом. Руководителем
Хорасана был назначен Убайдулла ибн Хазим. В городе Пророка наместником
стал Убайдулла ибн аз-Зубайр. Египет возглавил Абрурахман ибн Джахдам
аль-Фихри. Киннасрин получил управляющего в лице Зафара ибн аль-Харса
аль-Киляби, а в Хомсе на должность градоначальника был назначен ан-Нуман
ибн Башир.
Через год в 65 г. Х. Абдулла ибн аз-Зубайр произвел кадровые перестановки
в некоторых провинциях, в частности, переведя некоторых глав регионов
на руководящие должности в другие места. Так, управляющим Басрой стал
Харас ибн аль-Махзуми. Управление Мединой доверили брату халифа Мусабу
ибн аз-Зубайру. В Куфу был назначен Абдулла ибн Мутиа. Наместником Хорасана
остался Убайдулла ибн Хазим. Однако появление мятежников хариджитов заставило
ибн аз-Зубайра назначить в Хорасан Мухаллаба ибн Абу Суфру, на которого
было возложено командование военной операцией против хариджитов. Убайдулла
ибн Хазим получил должность наместника Мары.
Азракиты - наиболее крайняя из хариджитских общин - отделились от ибн
аз-Зубайра после того как выяснилось, что он является продолжателем политического
курса халифов Усмана и Али. Они обвинили Абдуллу ибн аз-Зубайра в неверии
и публично прокляли его.
В Куфе шииты алиды обратились с письмом к Мухаммаду ибн Абу Талибу (Мухаммаду
ибн Ханафийи), в котором призвали его стать халифом. Этим воспользовался
Мухтар ибн абу Убайд ас-Сакафи, который, выдавая себя за сторонника Абдуллы
ибн аз-Зубайра, отправился из Мекки в Куфу. Там ему удалось склонить на
свою сторону алидов, мавали и крайних по убеждениям мусульман и с их помощью
выдворить зубайритского градоначальника Абдуллу ибн Мутиа. В 66 г. Х.
Мухтар провозгласил независимость Куфы. Затем, собрав большую военную
группировку во главе с Ибрахимом ибн аль-Аштаром, он разгромил омейядского
военачальника Абдуллу ибн Зияда, овладел Мосулом и прилегающими к нему
районами, назначил туда своего управляющего и обложил население налогами.
Халиф Абдулла ибн аз-Зубайр воспринял действия Мухтара как мятеж. Со своей
стороны, воспользовавшись разногласиями между предводителем правоверных
и Мухаммадом ибн Ханафийя, который, несмотря на внутриполитическую стабилизацию,
не спешил присягнуть на верность ибн аз-Зубайру, Мухтар попытался силой
взять под контроль Мекку и покончить с Зубайритским халифатом. Однако
армии халифа удалось уничтожить основные силы мятежников. После этого
Абдулла ибн аз-Зубайр перевел своего брата Мусаба в Басру и сделал его
наместником Ирака, приказав подавить выступления Мухтара.
Армии халифа и мятежников встретились при Мазаре (южный Ирак) в 67 г.Х.
Мухтар потерпел поражение, а основная часть его воинов сдалась на милость
победителей. Вслед за тем Мусаб призвал Ибрахима ибн аль-Аштара поддержать
законного правителя правоверных, за что посулил ему управление Ираком.
Ибн аль-Аштар принял это предложение и присягнул на верность Абдулле ибн
аз-Зубайру. Таким образом, Зубайритский халифат пополнился Мосулом, а
также землями Армении и Азербайджана, наместником которых был назначен
Мухаллаб ибн абу Суфра.
|