№2 (35). февраль 2002г.
выходит с апреля 1999 года.
уроки истории
     
 

ЗУБАЙРИТСКИЙ ХАЛИФАТ

Становление Зубайритского халифата

Продолжение, начало в №1, 2002г.

Чрезмерная жесткость Язида ибн Муавии в отношении оппозиции, стала еще сильнее после начала волнений, всколыхнувших Медину. Причиной накала страстей в городе Пророка стал визит делегации именитых табиинов (следующее после Сподвижников поколение мусульман) в аш-Шам, которые по возвращении сталиоткрыто критиковать Язида, выступив с инициативой возрождения исламских принципов

ПОТОМКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ КОРДОВЫ

ЗУБАЙРИТСКИЙ ХАЛИФАТ

 
 
главная страница
поcледние новости
Россия и СНГ
зарубежные новости
статьи
уроки истории
интервью
мнение ученого
 

совещательности и выборности (шуры).

Историк Халифа ибн Хайат упоминает, что голоса мединцев разделились в пользу трех кандидатов на пост главы государства - курайшита Абдуллы ибн Мутиа аль-Адави, ансара Абдуллы ибн Ханзала аль-Гасиль и мухаджира Макыля ибн Синана аль-Ашджаи. Жители Медины выпроводили в аш-Шам всех Омейядов в том числе и Усмана ибн Мухаммада ибн Абу Суфьяна.
В ответ на эти действия Язид направил в Медину сирийские войска во главе с Муслимом ибн Укбой, которые, разгромив защитников города на аль-Харре, заняли его. Ибн Укба потребовал от побежденных признать себя рабами Язида ибн Муавии, а последнего - "правителем, который бы делал, что пожелает с их жизнями, имуществом и семьями". Муслим пролил большое количество крови жителей Медины, среди которых были сподвижники Пророка и табиины. Его жертвами стали даже те, кто согласился присягнуть Язиду на Книге Аллаха и Сунне Пророка. К тому же военачальник Язида на три дня отдал город Пророка в полное распоряжение своих воинов.
Ибн аль-Асир связывает жестокость Муслима ибн Укбы с прямыми указаниями Язида. Историки Халифа ибн аль-Хайат, ат-Табари и др. приводят подробные списки имен погибших жителей Медины, в том числе замученных до смерти. Войска Муслима не щадили никого из защитников и жителей Медины - ни горожан, ни бедуинов, ни арабов, ни византийцев.
После окончания погромов, грабежей и избиений армия Муслима двинулась в Мекку с целью покончить с Абдуллой ибн аз-Зубайром и его сторонникамии. Управляющим городом Пророка Муслим назначил Рауха ибн Зинбаа аль-Джазами. Однако по дороге смерть настигла Муслима, и командование армией перешло к аль-Хусайну ибн ан-Нумайру аль-Кинди.
В это время население всего Хиджаза, включая Мекку, сплотилось вокруг Абдуллы ибн аз-Зубайра, которого правоверные признали своим предводителем. К ним примкнули беженцы из Медины, а также Наджда ибн Амир аль-Ханафи и его многочисленная группа хариджитов (надждат), вставших на защиту святыни ислама. Вооруженные сторонники Абдуллы ибн аз-Зубайра выступили из Мекки навстречу приближавшмуся омейядскому войску. Но после первого же боя армия аз-Зубайра вынуждена была отступить в город, где она заняла круговую оборону Заповедной мечети, разбив вокруг нее шатры. Воины ибн ан-Нумайра взяли весь город в плотное кольцо, а также окружили святой комплекс. Артиллерия Омейядов обрушила на защитников Каабы град тяжелых камней, некоторые из которых нанесли разрушения зданию Священной мечети. Солдаты нападавших подожгли одни из ворот мечети, называемые "аль-Джумах", которые в результате полностью выгорели.
Наиболее сложным для оборонявшихся стал участок со стороны Дар ан-Надва в северо-восточный части Харама. Однако, в это тяжелое для воинов ибн аз-Зубайра время в средине раби аль-аваля 64 г. Х. пришло известие о кончине Язида и признании жителями аш-Шама в качестве предводителя правоверных его сына Муавию. Ибн ан-Нумайр остановил военные действия и выступил с инициативой собрать консультативный орган, и поставить на повестку рассмотрение кандидатуры Абдуллы ибн аз-Зубайра на пост главы государства. Коллегия, заседание которой прошло в долине Мекки, приняла положительное решение по этому вопросу, с которым согласился аль-Хусайн ибн ан-Нумайр, признавший ибн аз-Зубайра наиболее достойным претендентом на должность первого лица государства. Он предложил Абдулле присягнуть ему на верность, при условии, что тот отправится в аш-Шам и объявит амнистию в отношении всех воевавших с обеих сторон. Ибн аз-Зубайр, считавший, что преступники не должны уйти от ответственности, отверг это предложение, что привело к прекращению диалога. Армия аль-Хусайна начала покидать город и уходить в аш-Шам. Тогда Абдулла предпринял попытку прийти с омейядским военачальником к общему знаменателю. Он обещал им всеобщую амнистию и справедливое отношение, при условии, что они признают его предводителем правоверных, и не будут настаивать на его поездке в аш-Шам. Но аль-Хусейн отказался принять последнее условие, поскольку эта поездка, по его мнению, была необходима для завоевания доверия сирийского общества и положения конца надеждам Омейядов возглавить администрацию халифата. Когда переговоры зашли в тупик, войска во главе с ан-Нумайром окончательно покинули земли Хиджаза. Таким образом, в Мекке произошло становление зубайритского халифата. Вскоре пришли известия с Востока о признании Абдуллы ибн аз-Зубайра в Ираке и в Персии, а также в Египте, Ифрикийи и большей части аш-Шама. От присяги на верность халифу отказались лишь жители Джабийи (Иордания) и представители рода Омейядов со своими семьями и единомышленниками. После того, как управление Дамаском возглавил Даххак аль-Фахри, Омейяды и их сторонники были выселены из города и направились в Джабийю.
Политические взгляды Абдуллы ибн аз-Зубайра в отношении государственного управления были основаны на принципе шуры (совета) с уммой. Но когда через три месяца после смерти Язида 9 раджаба 64 г. Х. он призвал людей принести себе присягу, некоторые мавали (бывшие вольноотпущенники мусульмане, главным образом, неарабы) расценили эту присягу несоответствующей принципам шуры и покинули ряды сторонников Абдуллы ибн аз-Зубайра.
Укрепления Зубайритского халифата и расширение его границ
После того, как страсти, связанные с признанием халифа, поутихли, предводитель правоверных отправил Абдуллу ибн Язида аль-Хатми наместником в Куфу, а главным налоговиком Куфы был назначен Талха ибн Убайдулла. Главой администрации Басры был назначен Абдулла ибн аль-Харис. Старейшины племен, составлявших население Басры, пришли к соглашению поддержать его кандидатуру. Однако через сорок дней ибн аль-Харис был отстранен от занимаемой должности, а на его место был назначен Анас ибн Малик, которому было поручено управлять городом и быть имамом на намазах. Жители Дамаска присягнули новому халифу вместе со своим руководством во главе с Даххаком ибн Кайсом. Руководителем Хорасана был назначен Убайдулла ибн Хазим. В городе Пророка наместником стал Убайдулла ибн аз-Зубайр. Египет возглавил Абрурахман ибн Джахдам аль-Фихри. Киннасрин получил управляющего в лице Зафара ибн аль-Харса аль-Киляби, а в Хомсе на должность градоначальника был назначен ан-Нуман ибн Башир.
Через год в 65 г. Х. Абдулла ибн аз-Зубайр произвел кадровые перестановки в некоторых провинциях, в частности, переведя некоторых глав регионов на руководящие должности в другие места. Так, управляющим Басрой стал Харас ибн аль-Махзуми. Управление Мединой доверили брату халифа Мусабу ибн аз-Зубайру. В Куфу был назначен Абдулла ибн Мутиа. Наместником Хорасана остался Убайдулла ибн Хазим. Однако появление мятежников хариджитов заставило ибн аз-Зубайра назначить в Хорасан Мухаллаба ибн Абу Суфру, на которого было возложено командование военной операцией против хариджитов. Убайдулла ибн Хазим получил должность наместника Мары.
Азракиты - наиболее крайняя из хариджитских общин - отделились от ибн аз-Зубайра после того как выяснилось, что он является продолжателем политического курса халифов Усмана и Али. Они обвинили Абдуллу ибн аз-Зубайра в неверии и публично прокляли его.
В Куфе шииты алиды обратились с письмом к Мухаммаду ибн Абу Талибу (Мухаммаду ибн Ханафийи), в котором призвали его стать халифом. Этим воспользовался Мухтар ибн абу Убайд ас-Сакафи, который, выдавая себя за сторонника Абдуллы ибн аз-Зубайра, отправился из Мекки в Куфу. Там ему удалось склонить на свою сторону алидов, мавали и крайних по убеждениям мусульман и с их помощью выдворить зубайритского градоначальника Абдуллу ибн Мутиа. В 66 г. Х. Мухтар провозгласил независимость Куфы. Затем, собрав большую военную группировку во главе с Ибрахимом ибн аль-Аштаром, он разгромил омейядского военачальника Абдуллу ибн Зияда, овладел Мосулом и прилегающими к нему районами, назначил туда своего управляющего и обложил население налогами.
Халиф Абдулла ибн аз-Зубайр воспринял действия Мухтара как мятеж. Со своей стороны, воспользовавшись разногласиями между предводителем правоверных и Мухаммадом ибн Ханафийя, который, несмотря на внутриполитическую стабилизацию, не спешил присягнуть на верность ибн аз-Зубайру, Мухтар попытался силой взять под контроль Мекку и покончить с Зубайритским халифатом. Однако армии халифа удалось уничтожить основные силы мятежников. После этого Абдулла ибн аз-Зубайр перевел своего брата Мусаба в Басру и сделал его наместником Ирака, приказав подавить выступления Мухтара.
Армии халифа и мятежников встретились при Мазаре (южный Ирак) в 67 г.Х. Мухтар потерпел поражение, а основная часть его воинов сдалась на милость победителей. Вслед за тем Мусаб призвал Ибрахима ибн аль-Аштара поддержать законного правителя правоверных, за что посулил ему управление Ираком. Ибн аль-Аштар принял это предложение и присягнул на верность Абдулле ибн аз-Зубайру. Таким образом, Зубайритский халифат пополнился Мосулом, а также землями Армении и Азербайджана, наместником которых был назначен Мухаллаб ибн абу Суфра.

Уважавмые читатели!
Просим присылать ваши отзывы и предложения по адресу:
109193, г. Москва, а/я 1, или по электронной почте: ic_russia@hotmail.com


Разработано для просмотра в Intrnet Explorer 4.0 и выше.

Точка зрения редакции может не совпаладать
с мнением автора.

Ответственность за достоверность фактов
несут авторы публикаций.
При перепечатке материалов
ссылка на газету обязательна.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Обществeннo-пpocвeтитeльcкая организация
"Исламский Конгресс" - Islamic Congress - Russia

Рег.св-во ПИ № 77-5682 от 30.10.2000 г.
Министерство РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.